Претензионный порядок разрешения споров

С 1 июня 2016 года в арбитражном процессе претензионный порядок урегулирования споров обязателен. Разберемся, как правильно составить и отправить претензию должнику, чтобы суд принял иск к рассмотрению.

 

претензионный порядок

Изменения в законе

Изменения, которые вступили в силу в 2016 году, предусматривают обязательный претензионный порядок урегулирования споров. Прежде, чем подавать в суд на должника, компания должна направить в его адрес претензию.

Иск можно предъявить только через 30 календарных дней со дня направления претензии, если иные сроки не установлены в законе или договоре (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).

Претензионный порядок требует точных формулировок претензии и четкого соблюдения процедуры ее направления. В противном случае суд не примет исковые требования к рассмотрению. Эта тактическая ошибка приведет к потере времени.

Правильные формулировки

В претензии требования лучше формулировать слово в слово, как они будут заявлены в иске. Но что касается требований о взыскании неустойки, то приводить в претензии их точный расчет необязательно.

Готовя претензию, немногие заостряют внимание на ее тексте. Но эта ошибка может иметь неблагоприятные последствия при разрешении спора в суде. В случае неоднозначных формулировок, отсутствия в претензии определенных сведений суд может оставить иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).

Для взыскателя это означает потерю времени, потому что претензию придется отправить заново, а недобросовестным должникам дает возможность вывести активы и начать процедуру банкротства.

Проблема заключается еще и в том, что по многим вопросам, связанным с соблюдением претензионного порядка, у арбитражных судов нет единой позиции в настоящее время.

Поэтому зачастую сложно предугадать, признает ли суд претензионный порядок соблюденным или нет в конкретном случае: например, можно ли взыскать в суде помимо долга еще и проценты за пользование чужими денежными средствами, если в претензии требование по процентам не заявлено.

Содержание и отправление претензии

Несмотря на то, что обязательный претензионный порядок введен с 1 июня 2016 года, предъявление претензии до обращения в суд обязательно для всех случаев, в том числе, если само требование к контрагенту возникло до 1 июня 2016 года.

Содержание претензии

При заключении договора стороны могут предусмотреть перечень обязательных сведений для претензии. Но даже если в договоре об этом нет речи, сама суть и значение такого документа как претензия подсказывают, что в ней должны быть указаны примерно такие же сведения, как и в иске.

Рекомендуем обязательно указать в претензии:

  • адресата и предъявителя претензии;
  • обстоятельства, на которых основаны требования (желательно с перечислением всех документов);
  • сами требования с указанием суммы претензии и расчет долга;
  • ссылку на норму права и условие договора, на которых основаны требования;
  • привести перечень и описание прилагаемых к претензии документов.

Такой подход к оформлению претензий сложился в деловом обороте, и его поддерживает большинство судов.

Называть документ именно претензией – необязательное требование. Важно, чтобы из самого содержания было ясно, чего именно требует предъявитель. В случае размытых формулировок не исключено, что суд вообще не сочтет документ претензией.

Декларации 3 НДФЛ со скидкой!

В марте 2018 г. оформляем декларации 3 НДФЛ без посещения офиса со скидкой 20 %

Направление претензии

При обращении в суд необходимо представить конкретные доказательства отправки претензии. Если их нет, суд тоже признает претензионный порядок урегулирования споров несоблюденным.

У судов нет единой позиции в вопросе о том, что это должны быть за доказательства: достаточно ли представить только почтовую квитанцию об отправке письма и уведомление о вручении или понадобится еще и опись вложения с уведомлением о вручении.

В частности, некоторые суды считают соблюденным претензионный порядок при наличии хотя бы почтовой квитанции. Обоснование: действующее законодательство не содержит требования в обязательном порядке отправлять претензию с описью вложения. Кроме того, в силу гражданского законодательства добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. То есть пока ответчик не докажет, что ему не отправлялась претензия, что он получил иной документ, претензия считается отправленной ему надлежащим образом.

Если в качестве доказательства есть только опись вложения, а почтовой квитанции нет, то можно получить информацию в почтовой службе. При наличии только описи вложения ценного письма суд признает претензионный порядок несоблюденным и оставит иск без рассмотрения.

Практика других судов показывает, что отсутствие описи вложения является основанием для оставления иска без рассмотрения, потому что такая отправка не доказывает факт отправки именно претензии вместо иного документа.

В любом случае нужно иметь доказательства получения претензии адресатом, а если претензия не была получена – причин этого (отсутствие адресата, истечение срока хранения письма и т.п.).

Общие рекомендации по отправке претензии:

  • отправить ценным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении на юридический адрес должника;
  • в описи указать на претензию, сумму требования и основания (кратко);
  • в суд нужно будет представить почтовую квитанцию, уведомление, опись вложения с отметкой почтовой службы, распечатку о движении письма с сайта ФГУП «Почта России».

Второй вариант отправки претензии – курьерская доставка. Тогда подтвердить передачу претензии можно будет накладными (экспедиторскими расписками), в которых указано, какие документы передаются, а также распечатками с сайта курьерской компании об отслеживании отправки.

Этот способ по затратам выйдет дороже, но времени на доставку потратите меньше. При этом расходы на курьерскую доставку можно взыскать через суд как расходы по досудебному урегулированию спора.

И третий вариант – вручить лично представителю контрагента, чтобы тот поставил отметку о принятии на копии претензии.

Требования по неустойке в претензии

Чаще всего претензия отправляется с требованием о взыскании основного долга, а в суде заявляется требование о взыскании не только долга, но и процентов за пользование чужими денежными средствами или неустойки, хотя в претензии этого требования не было.

Надо ли отправлять отдельную претензию или неустойки и указывать в ней точный расчет? Судебная практика показывает, что если самим договором предусмотрена обязательная досудебная процедура рассмотрения споров, то по неустойке необходимо соблюсти претензионный порядок.

Согласно же разъяснениям Верховного суда, если кредитор направил претензию о взыскании основного долга, то претензионный порядок считается соблюденным и в отношении процентов, взыскиваемых на основании статьи 395 ГК РФ, неустойки, законных процентов (ст. 317.1 ГК РФ). Это указано в п. 43 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Поэтому в претензии достаточно сделать предупреждение о том, что в случае неуплаты основного долга податель претензии обратится в суд для взыскания процентов (неустойки) или указать на пункт договора, которым предусмотрена неустойка за просрочку. В таких случаях суды считают, что претензионный порядок соблюден.

Будьте осторожны! Если в претензии есть требование о взыскании неустойки или процентов за определенный период, вы тем самым добровольно ограничивает свое требование определенными рамками. Если потом в иске компания выйдет за эти рамки, то не исключено, что суд сочтет, что в отношении увеличенных требований претензионный порядок не соблюден.

Например, если компания, подав претензию с требованием о неустойке по день отправки претензии, затем в иске рассчитает неустойку на дату подачи иска, то суд может оставить его без рассмотрения в части незаявленного в претензии периода.

Помощь в досудебном разрешении спора

Для того, чтобы избежать рисков затягивания процедуры взыскания долга, рекомендуем обратиться за помощью юристу еще на стадии подготовки претензии. Закон предъявляет строгие требования как содержанию претензии, так и способу ее отправки.

Наши специалисты помогут вам как на стадии досудебного разрешения спора, так и обеспечат процедуру судебного взыскания долга.

запись
Есть вопросы? Позвоните или закажите обратный звонок!